Повсюду в Японии можно увидеть замки — величественные символы самурайского прошлого. Некоторые из них возвышаются на вершинах холмов, другие находятся в самом центре городов, защищенные рвами и лабиринтом узких улочек, способных затормозить продвижение любого захватчика.
Первые замки строились как крепости феодалов, сражавшихся за господство над страной. При сегунах династии Токугава, стремившихся к централизации власти, в каждой провинции допускался только один замок — замок ее правителя — лаймё. При этом правитель должен был ежегодно совершать долгий путь в Эдо (Токио), чтобы уплатить дань сегуну.
Сегуны поддерживали мир, полностью контролируя страну. Они разделили общество на четыре класса: самураи (воины), крестьяне, ремесленники и торговцы. Самураям, как принадлежащим к высшему классу, не позволялось работать, они жили на налоги, собираемые с крестьян. Самурай имел право снести с плеч голову любому представителю низших классов, не проявившему к нему должного почтения.
В отсутствие войн, а следовательно, и постоянного занятия самураи совершенствовались в боевых искусствах и в различных церемониалах, включая чайную церемонию, занимались медитацией дзэн, развивали театр но.
Многие виды японского искусства достигли своего наибольшего расцвета именно благодаря самураям. Изогнутый самурайский меч — образец совершенного оружия. В нем идеально сочетаются ударная мощь и гибкость. При этом самураи еще и старались придать своим доспехам устрашающий вид. Достаточно вспомнить шлемы с приделанными к ним усами и рогами.
До наших дней сохранились лишь несколько подлинных самурайских замков. Большинство из них было разрушено в начале периода Мэйдзи и во время Второй мировой войны. Впоследствии одни были реставрированы, другие построены заново.
Практически все замки ныне превращены в музеи, где выставляются мечи, доспехи, паланкины и сокровища местных даймё. Эпохе самураев наступил конец в 1868 г., с реставрацией Мэйдзи. Когда сёгунат Токугава потерпел поражение от войск императора Муцухито (император Мэйдзи), последний даймё был вынужден передать ему свои земли. С этого момента самураи ушли в историю.
Кодекс чести самурая
Жизнь и смерть самурая определялись четким кодексом чести. Наиболее драматичное выражение этого кодекса — ритуальное самоубийство. Оно называлось сэппуку (на Западе распространение получило название харакири). Ритуал вспарывания живота считался привилегией самураев. Благодаря сэппуку самурай мог получить посмертную славу. Происхождение этого ритуала неизвестно.
Первые упоминания о нем содержатся в документах, относящихся к XII в. К XVII в. ритуал сформировался окончательно и получил синтоистскую окраску. В мирное время он служил наказанием за нападение на другого человека с мечом в приступе гнева. Помимо этого, сэппуку исполняли для того, чтобы и в смерти следовать за своим сегуном, или чтобы убедить сегуна тогда, когда все другие доводы исчерпаны, или во искупление совершенного преступления.
Последняя причина известна наиболее широко из художественной литературы, но в реальности встречалась далеко не так часто. Несмотря на философское отношение к смерти, большинство самураев все же умерли весьма традиционно — от старости.