15 Май 2008

Повсюду в Японии можно увидеть замки — величественные символы самурайского прошлого. Некоторые из них возвышаются на вершинах холмов, другие находятся в самом центре городов, защищенные рвами и лабиринтом узких улочек, способных затормозить продвижение любого захватчика.

Первые замки строились как крепости феодалов, сражавшихся за господство над страной. При сегунах династии Токугава, стремившихся к централизации власти, в каждой провинции допускался только один замок — замок ее правителя — лаймё. При этом правитель должен был ежегодно совершать долгий путь в Эдо (Токио), чтобы уплатить дань сегуну.

Сегуны поддерживали мир, полностью контролируя страну. Они разделили общество на четыре класса: самураи (воины), крестьяне, ремесленники и торговцы. Самураям, как принадлежащим к высшему классу, не позволялось работать, они жили на налоги, собираемые с крестьян. Самурай имел право снести с плеч голову любому представителю низших классов, не проявившему к нему должного почтения.
В отсутствие войн, а следовательно, и постоянного занятия самураи совершенствовались в боевых искусствах и в различных церемониалах, включая чайную церемонию, занимались медитацией дзэн, развивали театр но.

Многие виды японского искусства достигли своего наибольшего расцвета именно благодаря самураям. Изогнутый самурайский меч — образец совершенного оружия. В нем идеально сочетаются ударная мощь и гибкость. При этом самураи еще и старались придать своим доспехам устрашающий вид. Достаточно вспомнить шлемы с приделанными к ним усами и рогами.

До наших дней сохранились лишь несколько подлинных самурайских замков. Большинство из них было разрушено в начале периода Мэйдзи и во время Второй мировой войны. Впоследствии одни были реставрированы, другие построены заново.
Практически все замки ныне превращены в музеи, где выставляются мечи, доспехи, паланкины и сокровища местных даймё. Эпохе самураев наступил конец в 1868 г., с реставрацией Мэйдзи. Когда сёгунат Токугава потерпел поражение от войск императора Муцухито (император Мэйдзи), последний даймё был вынужден передать ему свои земли. С этого момента самураи ушли в историю.

Кодекс чести самурая

Жизнь и смерть самурая определялись четким кодексом чести. Наиболее драматичное выражение этого кодекса — ритуальное самоубийство. Оно называлось сэппуку (на Западе распространение получило название харакири). Ритуал вспарывания живота считался привилегией самураев. Благодаря сэппуку самурай мог получить посмертную славу. Происхождение этого ритуала неизвестно.

Первые упоминания о нем содержатся в документах, относящихся к XII в. К XVII в. ритуал сформировался окончательно и получил синтоистскую окраску. В мирное время он служил наказанием за нападение на другого человека с мечом в приступе гнева. Помимо этого, сэппуку исполняли для того, чтобы и в смерти следовать за своим сегуном, или чтобы убедить сегуна тогда, когда все другие доводы исчерпаны, или во искупление совершенного преступления.

Последняя причина известна наиболее широко из художественной литературы, но в реальности встречалась далеко не так часто. Несмотря на философское отношение к смерти, большинство самураев все же умерли весьма традиционно — от старости.

www.japantur.ru

15 Май 2008

Если вы не видели японского праздника, маиури, значит, не видели Японии. Представьте картину: чопорные клерки и бизнесмены в одних набедренных повязках высыпают на улицы, таща на себе огромные пестрые паланкины, покоящиеся на длинных деревянных шестах. Барабаны отбивают неистовый ритм, гудят флейты, все вокруг танцуют, сакэ льется рекой. Когда первые христианские миссионеры увидели японский праздник, они отчаялись найти сторонников на этой земле. Такие действа устраиваются в течение всего года, но самые яркие приходятся на лето. Причина проста: праздник — это способ почитания синтоистских богов — а летом решается судьба урожая.

Январь
Согацу (Новый год, 31 декабря — 4 января). Главный праздник в году. Вся страна на это время прекращает работать. Новогодний колокол бьет 108 раз. Люди приходят в местные храмы, чтобы самим ударить в колокол и загадать желание. В Токио большинство людей отправляются в храм Мэйдзи или в храм Асакуса Каннон. На горе Хагуро, одной из трех священных гор хребта Дэва, в канун Нового года проходит буйный праздник огня.

Апрель
Такаяма мацури (14—15 апреля). Фестиваль, проводящийся у святилища Хиэ, в горном городке Такаяма. Двенадцать пышно украшенных повозок направляются из святилища через весь город в сопровождении людей в одеждах периода Эдо. Обратите внимание на замечательных марионеток каракури, выполняющих причудливые акробатические трюки.
Любование цветением сакуры (середина— конец апреля). Сначала сакура зацветает на острове Кюсю, затем севернее. Под цветущими деревьями люди веселятся и
пьют сакэ. В Токио основные празднества проводятся в парке Уэно, а в Киото—в саду у святилища Хэйан.
Читать полностью »