Культура Японии

На первый взгляд Япония может показаться зеркальным отражением Запада: современно одетые люди водят современные автомобили и ходят по современным улицам. Здесь есть свой Диснейленд, в вездесущих «Макдоналдсах» продают гамбургеры. В Японии вы можете купить практически любой сорт американского мороженого. И тем не менее эта страна обладает собственным, поистине уникальным лицом. Японцы осознают и культивируют эту уникальность. Не проходит и недели, чтобы в книжных магазинах не появилось новой книги о том, что значит быть японцем.

Японцы — и все остальные

До 1853 г. Япония оставалась абсолютно закрытой страной. И сегодня, несмотря на 150 лет контактов с внешним миром, японцы сохранили свой «островной» менталитет. Оказавшись в этой стране, вы очень быстро ощутите себя гайдзином, человеком из другого мира. К вам будут относиться как к почетному гостю — японские традиции гостеприимства очень сильны, и вы обязательно это почувствуете, — но вам никогда не позволят забыть о том, что вы — другой. Даже если вы будете идеально говорить на японском, вы не перестанете быть гайдзином.

Один за всех и все за одного

В Японии вы не раз услышите: «Мы, японцы, сделали это… Мы, японцы, любим то…» Японец считает себя в первую очередь представителем своей нации и лишь потом — уникальной личностью. Это вовсе не означает, что японцы подавляют свою индивидуальность, однако они признают, что их личные желания должны подчиняться интересам группы — будь то семья, компания, где они работают, или общество в целом.
Подчинение долгу своих желаний — главная тема японской литературы и основной принцип жизни японского общества. Идеальный пример в этом отношении — создание семьи. Большинство японцев вступают в брак с удобным партнером, одобренным родителями. Браки по расчету здесь широко распространены.

ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

В 1543 г. несколько португальских моряков, сбившись с курса, оказалась на острове близ Нагасаки. Это были первые представители западного мира, очутившиеся в Японии. Следом за ними сразу же появились и другие. Японцы называли пришельцев намбан, что означает «южные варвары». В 1600 г. сёгун Иэясу Токугава, властитель объединенной Японии, запретил христианство и закрыл страну для остального мира. Лишь нескольким голландским коммерсан-1с1м было позволено вести торговлю на острове Дэдзима (см. с. 141).
На протяжении 220 лет Япония оставалась закрытой страной. В 1853 г. американский коммодор Мэтью Перри привел свои корабли в Токийский залип и потребовал, чтобы Япония начала торговать с Западом. В 1868 г. власть сегунов была свергнута, а император пал лишь формальным правителем. С тех пор Япония с удивительной быстротой начала превращаться в современное государство.

Гармония

Старинная японская поговорка гласит: «Гвоздь, выступающий из доски, должен быть забит». На маленьком, плотно населенном острове гармония в отношениях играет важнейшую роль. Как и во многих традиционных обществах, в Японии существуют строгие правила, определяющие жизнь людей. Здесь существует упорядоченная иерархия. К человеку, занимающему более высокое положение, японец относится с уважением и беспрекословно подчиняется его приказам. Все — от уличного чистильщика обуви до главы международной корпорации — гордятся своей работой и стремятся выполнить ее как можно лучше. В Японии важную роль играет этикет. Правила поведения установлены практически для любой ситуации. Нужно, например, снимать обувь перед входом в дом, наклонять голову на 45, 60 или 90 градусов — в зависимости от того, какое положение занимает встреченный человек… Подобные правила помогают сохранить порядок в обществе, а он, считают японцы, основа благополучия каждого гражданина страны. Традиционные японские ритуалы, такие, как чайная церемония, направлены на то, чтобы соблюсти все предписанные правила и поддержать всеобщую гармонию.

Нарушения

Все вышесказанное отнюдь не означает, что японцы не умеют веселиться. Например, помимо эстетики дзэн, тяготеющей к утонченности и изысканности, в стране проводятся бурные синтоистские праздники, когда все дают волю своим эмоциям. «Традиционно хороший вкус» проявляется в Японии отнюдь не на каждом шагу: многие японцы наполняют свои дома откровенными подделками, а улицы украшают пластиковыми цветками сакуры или кленовыми листьями (в зависимости от сезона); по ночам от световой рекламной какофонии порой рябит в глазах; в метро бизнесмены спокойно рассматривают порнографические комиксы, а программы японского телевидения подчас просто шокируют.
После напряженной работы в офисе, где нужно беспрекословно подчиняться начальству, японец нередко отправляется в ночной клуб, где можно выпить, пофлиртовать с красивой стриптизершей, а еще — высказать о своем боссе все, что накопилось. Это своего рода защитная реакция, позволяющая людям выдерживать давление со стороны общества.

www.japantur.ru