Тяною или чайная церемония является самобытным и уникальным искусством.
Это строго расписанный ритуал. В нём участвует мастер чая – тот, кто заваривает и разливает чай и те, кто пьют его. Тяною подчиняется канонам дзен-буддизма. Она берёт своё начало из Китая.
Патриарх буддизма Бодхидхарма медитировал, но почувствовал, что его клонит в сон. Он вырвал веки и бросил на землю. Из них вырос чайный куст. Однако установлено, что чайная церемония появилась в Китае за долго до появления буддизма. Этот ритуал процветал в Китае вплоть до монгольского нашествия. Японцы же, удачно избежавшие монгольского завоевания, продолжали культивировать искусство чаепития, дополняя его особыми манипуляциями.
Во время встреч японских философов и художников непременным атрибутом являлась чайная церемония. В XVI— XVII вв. она стала популярной среди японской аристократии, самураев. В наиболее классической форме она стала совершаться в чайных домиках (тясицу). Чайные домики были обязательно скромные, походили на хижины бедных крестьян. Из украшений допускались, лишь, свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов.
Тясицу и процедура чаепития были разработаны известными мастерами тяною Дзёо (1503—1555) и Сэнно Соэки (1521—1591), ставшего знаменитым под именем Рикю. Во круг тисяцу располагался сад, который помогал обрести «чайное» настроение. При входе гости совершают поклон и усаживаются по-японски на циновки. Настроение создаёт и посуда. Она была очень скромная и простая – чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая.
Воду кипятили на угольях из сакуры, а чай заваривали зелёный в порошке. В итоге получалась густая пенистая жидкость. Смысл чайной церемонии, говорят, раскрывается в известном изречении Рикю: «Тяною — это поклонение красоте в сером свете будней».
Даже поводы для чайной церемонии несут ритуальный характер. Хозяин рассылает приглашения. Приглашённые за два – три дня до тяною благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости собираются за 15—20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнатке и выбирают сёкяку. Это, обычно, человек более высокого положения или старший по возрасту. Они также четко определяют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим. Именно в таком порядке гости моют руки и входят в предназначенную для церемонии комнату и рассаживаются. Чаепитию предшествует кайсэки, то есть угошение гостей едой. Это может быть и суп, и рис, и рыба – в общем, стандартная еда японца. Едят немного, хозяин рассказывает какой-нибудь случай из жизни, выпивают чашечку сакэ.
Чай готовится в одной большой чашке. Гости пьют по очереди и передают её по кругу. Ритуал вполне определенный: первый гость берет фукуса (шелковый платок, кусочек шелкового материала), укладывает его на ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку. Кивнув соседу — осаки-ни («раньше вас»), он отпивает три с половиной глотка, затем кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим кайси (бумажный носовой платок; салфетка) и передает чашку второму гостю.
Чайная церемония приучает к строгому порядку, выполнению социальных правил, а так же воспитывает простоту, естественность и опрятность.