Искусство составления букетов

Европейское искусство составления букетов всегда находилось под влиянием японской школы аранжировки цветов, которую мы знаем под названием икебана. Время возникновения этого искусства в летописях указывается как 12-13 века.

В большинстве японских композиций в основе присутствуют три аранжировочных элемента, выражающихся находящимися в них тремя ветвями. Самая длинная ветвь - «сое», она символизирует человека, самая короткая – «хикае», обозначает землю.

    Основной ветвью является «син», длина которой различается от таких факторов:
  • в маленьком букете ветвь «син» должна равняться размеру вазы;

  • в среднем букете она в полтора раза выше;
  • в большом ветвь «син» в два раза выше вазы.

Сразу же заметим, что в среднем букете, ветвь «сое» обязательно должна соответствовать трем четвертям длины ветви «син», а самая короткая ветвь «хикае» должна приравниваться к трем четвертям ветви «сое».
В самой композиции растения располагаются под различными углами, специально для создания объемности. По центру устанавливается самый высокий стебель, с наклоном в 15 градусов влево и чуть-чуть вперед. Стебель более низкий устанавливается левее первого под углом в 45 градусов с немного большим наклоном вперед. Эта четкая расстановка основных стеблей в композиции, является строго рассчитанной и считается правилом икебаны.

Составляя композицию, профессионалы должны учитывать время года. Так нераспустившиеся бутоны и почки символизируют в композиции возрождающуюся природу и жизнь в целом. Полураспустившиеся бутоны цветов и свежих листьев олицетворяют настоящее, а полностью распустившиеся цветы и засохшие листья – это прошлое.
Весна характеризуется букетами, наполненными экспрессией, с очень длинными стеблями. Лето олицетворяется широкими и пышными композициями, осень – тонкими и редкими. Зима в икебане символизируется спокойными, как будто уснувшими и застывшими в своем развитии букетами.

В современном искусстве икебана можно выделить два основополагающих стиля: морибана и нагеире. Стиль морибана предусматривает расположение цветов и растений в низких и широких вазах, а нагеире наоборот в высоких. Но оба эти направления икебаны строго соблюдают расположение растений по определенным графически ассиметричным схемам построения (в форме разностороннего треугольника).

Самыми распространенными цветами, которые используются в икебане, являются: хризантемы, розы, камелии, каллы и ирисы. Из цветущих растений используются цветущие ветви кустарников и плодовых деревьев: вишни, сливы, персика. Композиции из камелий даже без дополнительной аранжировки считаются одними из самых лучших композиций икебаны.
В некоторых композициях, для укрепления цветов и растений, используются подсобные материалы. Так, например, при оформлении букетных композиций в низких вазах применяют специальные металлические игольчатые держатели – кензоны. При укреплении цветов в высоких вазах эти держатели выполняют из веток, их делают сами мастера икебаны. Также в качестве держателей применяется различные подручные материалы: губка, проволока и так далее.
Не смотря на стили и направления, наверняка каждый согласится с утверждением, что икебана – это красота, а как говорил классик: «красота спасет мир».