Океан – основной жизнедатель планеты, ведь у нашей Геи две доли легких, вырабатывающих кислород, — это лес и океан. Ими мы живем и движемся. Но океан — это еще и вентилятор планеты, именно благодаря его дыханию воздух не стоит на месте, а постоянно перемещается, закручиваясь то в сумасшедшие волчки тайфунов, то в медленно вращающиеся толстушки-антициклоны. Мир сверкает и искрится благодаря океану. |
Я полюбила воду с детства. Речка Чая – приток могучей Оби в детстве была для всей детворы и летним бассейном, и зимним катком. В ней мы ловили красноперых окуней и колючих ершей.
В старших классах училась, живя на берегу могучей Оби-бабушки. Ее холодные белые воды даже у берега сбивали с ног, таково могучее течение этой реки.
Студенткой отделения гидрологии суши ДВГУ побывала на практике на Байкале, прошла в составе экспедиции по речке Куде – притоку могучей Ангары. Самыми незабываемыми впечатлениями тех дней была экспедиция по Байкалу. Метеорологические вахты идут по тому же расписанию, что и у штурманов. Так вот, на Байкале лучшая вахта - с 4 до 8 утра, когда просыпается солнце. Кто это видел, тот видел алмаз, в котором утонуло солнце. И этот алмаз величиной с озеро Байкал.
Но мне хотелось и к океану. И мое желание было исполнено, меня приняли на работу в институт Океанологии. По стечению обстоятельств мне довелось побывать только в одной экспедиции на легендарном «Витязе». Но что это был за рейс! За три с половиной месяца экспедиции, в состав которой входили корифеи советской океанологии, удалось собрать большой полевой материал по изучению приэкваториального течения. Мне, например, еще удалось покормить кенгурят в одном из парков города Брисбена в Австралии. Еще содрать кожу до локтей, ныряя за кораллами в лагунах островов Тихого океана. А потом посидеть на берегу лагуны, дружески разгребая с папуасом песчаные прибрежные косы, совместно выковыривая оттуда ракушки.
Еще во время этого же плаванья удалось полюбоваться орхидеями на Новой Гвинее и поесть бананов, сорванных с дерева в деревушке, где жил Миклухо-Маклай.
Посетить синтоистский храм в японском городе Фукуоко и вернуться домой в обществе дельфинов, которые несколько часов сопровождали наш корабль на пути из Японии во Владивосток.
Конечно, сейчас у российских океанологов возможности куда уже, но сам океан по-прежнему широк. Сколько благодати для души подарили наши дальневосточные моря! Именно благодаря профессии удалось посетить настоящую жемчужину Японского моря – остров Монерон! Что за сказка, какой поток чистой энергии! Море так неистово бьет о скалы, дробит их! А побережье усеяно …Впрочем, не скажу, чем усеяно. Пусть об этом знают лишь немногие, то есть подлинные хранители острова – смотрители маяка и гидрометеорологи. Они же — единственные гражданские обитатели острова.
Охотское и Японское моря, побережье Тихого океана – все это кухня Дальневосточной погоды, где океанологи, метеорологи, аэрологии – ее главные «повара и кулинары». Жаль, что профессиональных«поваров и кулинаров» на этой кухне становится все меньше и меньше. Закрываются прибрежные морские станции, в то время как климат меняется, а погода, загуляв, идет, порой, в такой разнос!
А ведь Дальневосточные моря и Тихий океан – основной морской потенциал России. И рано или поздно, но Россия вернет себе звание Великой морской державы. И это возрождение, конечно же, наступит на наших Дальневосточных морях, а где же еще? Здесь все морское богатство России!
И потому не только в военных целях, но, главным образом, в области энергетики и пищевых ресурсов будущее за морскими науками, где океанология обязательно вновь займет царственное место! Ведь океан вечен!
Источник: Арсеньевские вести газета Приморья.
Фото: Фотоиллюстрации с сайта Аквамагия.ру (aquamagia.ru) На сайте великолепная подборка обитателей океана: медузы, киты, скаты, экзотические рыбы, удивительные фото коралловых рифов.