В японском языке слово ‘бонсай’ означает не просто карликовое дерево, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но именно в Японии этот метод развился и вырос до уровня изящного искусства.
Вместе с искусством бонсай Япония получила из Китая другое диво: суйсэки - искусство любования камнями.
Так же, как дерево, источенное непогодой, причудливая скала или водопад необычной формы и размера, камни на Дальнем Востоке повсеместно и исстари почитались. Им приписывали личностные характеристики: они могли быть подлыми или возвышенными. Камни, как живые существа, имели лицо, грудь, живот, спину и ноги. Им давали имена, с ними связывались местные предания. В Китае по камням ударяли палочкой и слушали ответный звук. Камнями лечились, с ними общались.Они становились непременными участниками и элементом садового дизайна. Определенные конфигурации камней символизировали Мировую ось, гору Пэнлай (Хорай), острова Блаженных, индуистский или Амидаистский рай. В восприятии камней соединились первобытная магия и мистика даосов. Камень являл собой космическую силу и энергию, будучи порождением и Неба, и Земли одновременно, он символизировал срединную часть знаменитой китайской триады - Человека.
Камнем очень рано начали просто любоваться. Эстетическая форма обладает особой степенью свободы, независимой от религии. В суйсэки (суй - вода, сэки - камень ) сошлись две стихии: вечно подвижная, живая, текучая вода, обладающая здесь творческой силой ян, и неподвижный, затаенный, как будто ‘спящий’ навеки камень - инь. Суйсэки - это союз двух этих элементов, их вечное объятие, взаимопроникновение, тысячелетнее взаимовлияние, обтачивание и размывание. Холодный неподвижный камень хранит память о вулканической катастрофе, которой он обязан своим рождением. Складки, морщины и трещины являются воспоминанием о том времени, когда камень был жидкой, искрящейся лавой, в которой горела сила ян. Камни весьма причудливы: то обточенные временем и изъеденные водой, то обкатанные речной галькой, со стертыми гранями, - гладкие, круглые, спокойные, а то и шершавые, ребристые, с уступами, острыми пиками, пещерами и сквозными отверстиями.
Впервые в Москве это искусство представлено на выставе Алексея Бочарова, проходящей в галерее Московского ‘Бонсай-Центра’ с 28 апреля по 30 июня. Вход свободный.
Источник: http://www.moscowout.ru/news/sujseki